«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».
Аутизм. Психические особенности аутичного ребенкаТермин Аутизм 1912г.в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных признаков шизофрении. Это психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, которые вырабатываются по особым внутренним законам и не связаны с реальным миром. Мозг аутиста иначе обрабатывает получаемую информацию, эта особенность нуждается не в лечении, а в «развитии возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». Аутизм является первазивным (всепроникающим) расстройством, которое проявляется в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления. Аутизм не проходит и не лечится. Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и основными его проявлениями в этом возрасте является: - то, что ребенок не фиксирует взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта; - первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно; - своих близких узнает, но не проявляет эмоциональной реакции. В своем поведении ребенок стремится к сохранению постоянства абсолютно во всем: в еде, в одежде, в обстановке, в привычках такая особенность получила название «феномен тождества». Характерным является и наличие ритуалов в поведении. Например аутичный ребенок каждый свой день начинает с включения и выключения всех электроприборов в доме, при этом соблюдая жесткую последовательность своих действий. Только после завершения этого ритуала он может переключиться на что-то другое. Стереотипность проявляется и в игре ребенка, он может часами бессмысленно перебирать одни и те же предметы, игрушки если и использует, то делает это не по назначению. Страхи у ребенка появляются достаточно рано и список их бесконечен, например: шум машин, лай собаки, любой громкий звук, страх подземных переходов, игрушек и т.д. Общей особенностью всех страхов аутичного ребенка является их сила, стойкость и труднопреодолимость. Движения аутичного ребенка угловаты и не соизмерены по силе и амплитуде. Среди особенностей речевого развития, чаще всего встречаются: - мутизм (отсутствие речи) - эхолалии (повторение слов, фраз произнесенных другим человеком) воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время - отсутствие обращений в речи; - нарушение семантики, грамматического строя речи - большое количество слов-штампов, фраз-штампов так называемая попугайная речь, которая при хорошей памяти ребенка создаёт эффект развитой речи. Искаженность развития аутичных детей проявляется в парадоксальном сочетании: Так несоответствующий возрасту, высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка может сочетаться с невозможностью усвоения элементарных бытовых действий и навыков. Неоднократные исследования уровня интеллекта аутичных детей, свидетельствуют о том, что их коэффициент варьируется в диапазоне от 30 до 140. Однако есть исключения профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильяме (Австралия). Большую роль в возникновении аутизма играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Аутизм бывает классический (человек не склонен к общению) и атипичный (больной стремиться к общению, но испытывает трудности коммуникации, не может усвоить язык и жесты). Классификация детского аутизма. - Синдром РДА Каннера (дети спервых лет жизни отличаются не способностью общаться, расстройтво речи и ЗПР, IQ ниже 70). - Синдром Аспергера (менее тяжелая форма РДА, при которой интеллект достаточно сохранный, дети могут учиться в обычной школе, хотя пребывают в школьном коллективе обособленно). - Синдром Ретта (только у девочек. Возникает у детей с нормально протекавшими беременностью, родами и развитием в течение первых месяцев жизни (иногда до 18 мес.). Затем происходят остановка в развитии и катастрофический регресс всех форм психической деятельности с возникновением моторных стереотипий, аутизма и прогрессирующего моторного снижения, последующей инвалидностью и смертью (12-25 лет). 7 октября 2018 в 14:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.