«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».
Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровожденияВажной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа педагога-психолога с родителями. В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь. Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв». Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития, а именно: 1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим. 2. Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»). 3. Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль. 4. Стадия - принятие, происходит осознание случившегося. На какой бы из вышеперечисленных стадий не находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку». Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: - как воспитывать, - чему учить, - как учить. Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога. Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются: - профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома; - оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем; - выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития; - подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно- развивающих задач. Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно: Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа. Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка. Третий этап - решение следующих задач: - получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка; - овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком; - умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка; - расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей; - индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность. Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л.С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство». Помимо запланированных консультаций, педагог-психолог их проводит, также и по запросу самих родителей. Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком. Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь цель: повышение психологической культуры у родителей, степень принятия дефекта собственного ребёнка, а при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ, что собственно и продиктовано общей целью - психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 25 ноября 2018 в 16:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.