«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».

Сказкотерапия

                                  Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными

                                 - читайте им сказки.

                                 Если вы хотите, чтобы они были еще умнее

                                - читайте им больше сказок»

                                                                                           Альберт Эйнштейн.

Сказочная терапиядля детей – это способ, в результате которого можно помочь ребенку избавитьсяот вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать уребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, уребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.

Цели и задачи сказкотерапии:

- активизация вребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственноговнутреннего мира, развитие его самосознания;

- создание условийдля развития творческого воображения, оригинальности мышления;

- стимулированиетворческого самовыражения;

- формированиепозитивного отношения ребенка к своему «Я»;

- снижение уровнятревожности и агрессивности у детей.

- развитиеспособностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

В народе говорят: «Сказка-ложь, а вней намек, добрым молодцам-урок!» Эта прописнаяистина каждому человеку с детства. 

Наши предки, занимаясь воспитаниемдетей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку,из которой становился ясным смысл поступка. 

Сказка – это именно тообщение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку. Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию отношений нетолько между мамой и ребенком, но и отношений с обществом, что в будущемпомогает избежать многих конфликтных ситуаций.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особаяреальность, реальность мира чувств и эмоций. 

Сказка раздвигаетдля ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными. Тольков сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизньи смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этихявлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, анравственный смысл остается подлинным.

Ребенок появляетсяна свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит отокружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему егобудут учить, какие усилия для этого будут прикладывать.

Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, наего поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всегодетского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок. Сначаладети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскимипеснями, стишками, потешками, прибаутками, присказками. 

Чуть позже, последвух лет, начинается настоящее воспитание сказкой. Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку. 

Дошкольный возраст (от 3до 7) – это период активного становленияхудожественного восприятия ребенка. В младшем дошкольном возрасте (от3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какойу ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенканаходится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки,отношение к окружающим.  В среднем дошкольном возрасте(от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка,обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развиваетсявоображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оцениватьгероев и события, их поступки и действия. 

Сказка – это инструментненавязчивого обучения. Не секрет, что ребенку в дошкольномвозрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме.Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакогорезультата. А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им всете же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной длядетского понимания форме.

На примере героевсказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложнообъяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вотсказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат,так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).

Сказки закаляют характер.В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разныепротивопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие илень, смекалка и глупость. Дети на основе сказочных героев учатся отличатьдобро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступкиотрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленнопроходить вместе с ними через разные трудности и испытания. 

Сказка может дать ключидля того, чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научитькритически, воспринимать окружающее.
Джанни Родари.

11 июня 2020 в 14:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.