«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».

Консультация №3 Какие игрушки ребенку не нужны?

1. Рубрика «Школа здоровья». Тема: «Гигиенические требования к одежде и обуви».

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Важной составной частью личной гигиены является гигиена одежды. По выражению Ф. Ф. Эрисмана, одежда является своеобразным кольцом защиты от неблагоприятных природных условий, механических воздействий, предохраняет поверхность тела от загрязнения, избыточного солнечного излучения, других неблагоприятных факторов среды.

Повседневная одежда должна соответствовать следующим основным гигиеническим требованиям:

1) обеспечивать оптимальный пододежный микроклимат и способствовать тепловому комфорту;

2) не затруднять дыхание, кровообращение и движения, не смещать и не сдавливать внутренние органы, не нарушать функций опорно-двигательного аппарата;

3) быть достаточно прочной, легко очищаться от внешних и внутренних загрязнений;

4) не содержать выделяющихся во внешнюю среду токсических химических примесей, не обладать неблагоприятно влияющими на кожу и человеческий организм в целом физическими и химическими свойствами;

5) иметь сравнительно небольшую массу (до 8 - 10 % массы тела человека).

При выборе одежды необходимо обращать внимание на состав ткани из которой она изготовлена и предпочтение следует отдавать натуральным материалам, которые обладают очень важными свойствами: воздухо-, паропроницаемость, влагоемкость, гигроскопичность, теплопроводность Основным гигиеническим достоинством тканей из натуральных волокон является их высокая гигроскопичность и хорошая воздухопроводность.

Что касается гигиены обуви, то, не смотря на то, для каких целей она предназначена,  должна отвечать следующим гигиеническим принципам:

1) обладать низкой теплопроводностью, обеспечивать оптимальный микроклимат обувного пространства, его вентиляцию;

2) быть удобной в использовании, не нарушать кровоснабжение, рост и формирование костно-мышечных элементов стопы, не затруднять свободу движений при ходьбе, занятиях физкультурой и трудовых процессов, обеспечивать защиту стоп от неблагоприятных физических, химических и биологических воздействий;

3) не выделять в обувное пространство химические вещества в концентрациях, способных в реальных условиях эксплуатации оказывать неблагоприятное воздействие (кожно-раздражающее, резорбтивное, аллергенное и т. д.) на кожу стопы и организм в целом;

4) отвечать возрастным и другим физиологическим особенностям организма;

5) легко чиститься и высушиваться, продолжительное время сохранять первоначальную конфигурацию и гигиенические свойства.

Хорошими гигиеническими свойствами обладают материалы из натуральной кожи.

 

2. Рубрика «Игра - это серьезно». Тема: «Какие игрушки ребенку  не нужны и чем можно заменить?

Обычно к 3-4 годам у ребенка скапливается столько игрушек, что они перестают помещаться в шкафы и ящики, и часто просто хранятся в виде кучек в детской. При этом очевидно, что в 90% этих игрушек ребенок не играет, а некоторые из них он даже не брал в руки больше одного раза. Можно ли как-то бороться с этим «игрушечным хаосом»? Конечно! Основной секрет – не покупать ребенку те игрушки, которые заведомо ему не понадобятся, и по возможности заменять их более веселыми (и дешевыми) альтернативами. Причем, это сэкономит Вам не только место в детской, но и немало денег. Итак, игрушки, которые Вашему ребенку не нужны:

1. «Пищащие», «пикающие» и «завывающие» игрушки. Это большая категория игрушек, куда входят разнообразные игрушечные телефоны, издающие звуки при нажатии на кнопки, «говорящие» книжки, бластеры и световые мечи, заливающиеся сиреной, и прочие громкие изделия детской развлекательной индустрии. Не смотря на огромный ассортимент подобных игрушек, пользы ребенку от них никакой, а вред окружающим - очевиден: ничто так не может достать взрослого, как звук сирены, включенный десятый раз подряд. К тому же, эти игрушки быстро надоедают самому ребенку и, вдоволь понервировав окружающих, он часто кидает новую игрушку в дальний угол и уже никогда о ней не вспоминает. Исключение могут составлять игрушки, имеющие некую образовательную ценность - например, где при нажатии на соответствующие кнопки голос произносит буквы и цифры, да и эти игрушки Вы вполне можете заменить самостоятельно, если просто будете проводить с ребенком чуть больше времени.

2. Говорящие игрушки. Опыт показывает, что любая «говорящая» игрушка становится обычной игрушкой, как только у нее кончаются батарейки. Но до замены батареек чаще всего и не доходит, потому что она успевает со своим набором в 3 фразы надоесть и Вам и ребенку. А если от её «говорения» нет никакого толку, то, как говорилось в рекламе, «зачем платить больше?»

3. Мягкие игрушки. Недаром их называют «пылесборниками» - именно потому, что они большую часть времени просто лежат без дела. При этом почему-то мягкие игрушки накапливаются особенно быстро и к 3-4 годам у ребенка их уже небольшая кучка, где они лежат нетронутые, приходя во все больше неудобоваримый вид. У ребенка, конечно, может быть любимая мягкая игрушка, с которой он любит спать в обнимку и играть, но пять, десять или пятнадцать мягких игрушек ему просто ни к чему.

 Игрушки, которые Вашему ребенку понравятся:

1. Картонные коробки. Обычная картонная коробка может развлечь Вашего ребенка не хуже любой «настоящей» игрушки. Любая коробка превращается для него в кукольный домик, машину, ракету - короче, во все, на что хватит его фантазии.

2. Макароны. Создание аппликаций из макарон из клея - это прекрасная бюджетная альтернатива наборам из бисера и блесток. Это развивает фантазию и мелкую моторику ребенка и, что немаловажно, почти ничего не стоит.

3. Кубики. Простые деревянные кубики куда лучше развивают логические и пространственное мышление ребенка, чем сотни специализированных игрушек. При хранении они не занимают много места и почти никогда не надоедают. 

 

4. Рубрика «Родительский университет». Тема: «Познание окружающего вместе с малышом»

Ребенка окружает огромный мир предметов-вещей, явлений и знаков с которыми они постоянно вступают в контакт: узнают, сравнивают, вспоминают, действуют. Дети не рождаются с тем опытом, который есть у нас - взрослых. Задача родителей - помочь ребенку познавать окружающий мир и ориентироваться в нем.

Мы с вами не задумываемся, когда пользуемся теми или иными предметами-вещами, рассуждаем о различных классификациях, опираясь на понятия «мебель», «обувь» и т. д. А детям дошкольного возраста только предстоит в этом разобраться.

Секрет развития способностей ребенка и познания окружающего мира заключается в процессе создания знаков-картинок.

Советы родителям, как организовать семейный досуг, при котором ребенок овладевает знаками и символами:

- На улице обратите внимание на знаки, соответствующие разным объектам (аптеке, овощному магазину, кафе и т. д.). Дома попробуйте их нарисовать;

Если в Вашей семье есть автомобилисты, попросите у них дорожные карты. Рассматривайте их и «читайте» с ребенком. Задавайте вопросы: как ты думаешь, что может обозначать этот знак? Почему такой знак придумали люди?

- Перед поездкой в метро и уже находясь непосредственно в вагоне, обратите внимание ребенка на схему линий метро. Почему линии разного цвета?

Возвращаясь из гостей, детского сада и т. д., поиграйте в игру «Кто больше увидел на улице знаков?»;

- Придумайте свои значки-картинки, которые можно использовать в игре. Например, вы играете в сказочный город. Если скоро Новый год, придумайте, что может быть построено в городе «Снеговиков» или «Новогодних елок». Предположим, что Дед Мороз может проехать до вокзала на санях или лыжах. По дороге ему надо заехать в магазин сказочных игрушек, новогодних подарков. Обсудите с ребенком, какие дорожные знаки могут быть в таком городе?

После того как рисунки закончены, можно устроить голосование за лучший рисунок.

Помните только, что все должно происходить в игровой форме, легко и непринужденно. Ребенку-дошкольнику очень важна эмоциональная поддержка со стороны родителей.

Не высказывайтесь по поводу техники исполнения ребенком рисунка. Лучше помогите ему. Бережно относитесь к результату вашей творческой деятельности. Продолжайте творческий поиск, пополняйте запас знаков-картинок.

Вашему ребенку уже 5-6 лет? Пора начинать играть в настольные игры - «бродилки». В коробке находится большое поле, похожее на карту. Нужно первым пройти от старта к финишу. Важно еще выполнить все правила игры и понять каждый знак на поле. Умение самостоятельно создавать новые знаки поможет разнообразить или упростить игру. А если ребенок затрудняется играть в готовую настольно-печатную игру, то начните с малого - с придумывания собственной игры. А содержанием будет что-то знакомое, близкое.

Например, предложите придумать картинку-знак к той или иной группе предметов, которые находятся в его комнате. Важно, чтобы деятельность по придумыванию была совместной. Не только ребенок занят этим процессом, но и родители. Все рисуют самостоятельно, заглядывать в чужой рисунок нельзя. После того как у каждого готова картинка-знак, необходимо их рассмотреть. Каждый показывает то, что он нарисовал, и объясняет, почему именно этот предмет - получится настоящая домашняя презентация.

В добрый путь! Главное помнить, что, используя придуманные графические символы в повседневной жизни и познавательных играх, вы оказываете своему ребенку неоценимую помощь в познании окружающего мира, что очень важно для его последующего развития.

 

12 августа 2020 в 10:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.