«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».

Консультация №4 Немного о режиме

1. Рубрика «Школа здоровья» Тема: «Немного о режиме».

Режим дня ребенка: необходимость или грубая ошибка в воспитании? Чтобы понять, нужен ли вообще режим дня, необходимо заглянуть в истоки его происхождения. Ранее, лет 2030 назад на просторах бывшего СССР режим дня был как атрибут советского воспитания подрастающего поколения. «Так надо» и «Так должно быть» даже не обсуждались. Польза от режима дня подтверждалась педиатрами, педагогами и психологами. Вариантов «не спать днем» и «кушать когда захочу» не было. Это послужило тому, что многие психологи Запада начали прямо высмеивать такой подход в воспитании ребенка.

Так, А. Фрейд, в своей книге «Детский психоанализ» приводит следующий пример: «В детском саду, работающем по принципам режима дня, детям раздали конфеты. Малыши держат их, но не едят. Потом им дается команда: «Разверните конфету» - развернули. «А теперь кушайте» - и только после этого дети ее кушают». Таким примером дочь известного психоаналитика хотела показать обратную сторону режима: дети привыкают делать только то, что НАДО, только то, что от них требуют, и не осознают своих потребностей. И в этом есть доля правды. Заставляя ребенка делать то, что он В ДАННЫЙ МОМЕНТ НЕ ХОЧЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ, В ЧЕМ НЕТ ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА, мы обрекаем его на безволие. Это было очень удобно для тех времен: не нужно было ходить за каждым ребенком и изучать его потребности, интересы - все в одинаковых условиях: спать - значит все спать, есть - значит всем сейчас все съесть, чтобы потом не просили; воспитывался человек-исполнитель. Именно поэтому многие современные родители придерживаются мнения, что режим дня совершенно лишний. Но и это мнение не совсем верно. Ведь не зря все же была проведена масса исследований, наблюдений теми же советскими педиатрами, педагогами и психологами.

Первый аргумент того, что режим все же нужен - это тот факт, что при получении пищи в одно и тоже время в организме вырабатывается условный рефлекс: за некоторое время до еды в желудке уже начинает вырабатываться желудочный сок, что способствует лучшему пищеварению. Поэтому перекус, еда как попало, где попало и когда попало - вред для здоровья ребенка. И с этим трудно не согласиться.

Вторым аргументом является то, что засыпая в одно и то же время, организм тоже свыкается с этим и уже готовится. Дневной сон необходим для обеспечения психического здоровья ребенка.

Исходя из этого: отсутствие дневного сна у ребенка влечет перенапряжение нервной системы, растормаживает ее, и тогда возбуждение доминирует над торможением. Как результат, ребенок не может справиться с собой, своими эмоциями - он перевозбужден, плохо спит, нервничает, капризничает. Мы же не можем справиться с малышом, начинаем злиться, и возникает конфликт.

Потом мы посещаем психологов, неврологов, невропатологов и корректируем то, чего можно было избежать: неадекватные реакции, психозы, неврозы. Именно по этим причинам режим дня ребенка должен быть! Его только нужно правильно организовать.

Как создать режим дня ребенку?

 Первым правилом выработки режима дня у ребенка (как в месяц, так и в дватри года) является добровольность. Не мы принуждаем малыша, не он к нам подстраивается (что просто нереально, так как волевой сферы у него нет пока), а мы присматриваемся, прислушиваемся, пытаемся понять потребности маленького организма! И только так!

Необходимо помнить, что природой уже заложен ритм жизни ребенка. Его организм «сам знает», когда спать, когда есть. Ведь не зря каждый новорожденный просыпается, чтобы поесть, в час ночи, в три и пять утра. Да, каждый ребенок! Вспомните своего малыша, когда ему был месяцдва. И нарушать этот режим - значит спорить с матушкой-природой во имя своих человеческих амбиций. Как тогда быть? Понаблюдайте за ребенком, в какое время приблизительно он проявляет желание есть - плюсминус 30 минут, и постепенно подведите к этому времени каждый прием пищи (таких 5 в день плюс 1–2 ночных кормления для малышей до года). Составьте меню: что и сколько должен ребенок съесть в сутки, и распределите это по времени.

Также и со сном, прогулкой. Отметьте себе, во сколько просыпается малыш, подготовьтесь заранее к прогулке, и выходите гулять каждый день в одно и то же время.

Почему ребенок сбивается с режима? Так удобно маме, папе, бабушке, еще комуто: сегодня у мамы хорошее настроение, она быстро собралась на улицу, и ребенок тоже ДОЛЖЕН «хотеть дышать свежим воздухом сейчас», а завтра маме в это же время хочется поспать, сварить суп или еще чтото, и он ДОЛЖЕН спать, гулять в доме.

Таким образом, мы сами путаем ребенка, что когда делать. Как вывод, второе правило создания режима дня - регулярность, систематичность: одно и то же в одно и то же время.

 

2. Рубрика «Игра это серьезно» Тема: «Семейный Новый год»; семейные развлечения.

Для того чтобы прекрасно и незабываемо встретить Новый год и раскрыть праздничное настроение в семейном кругу, необходимо создать атмосферу волшебства и праздника в доме! А вот несколько замечательных вариантов для этого:

Наряжать волшебную зимнюю красавицу - новогоднюю елку, всей семьей, очень здорово и весело, это любят как дети, так и взрослые. Ставить елку на Новый год - эта традиция многих семей и не только в России. Но многих родителей волнует вопрос: стоит ли ставить елку, если в доме находятся дети? Давайте для начала обратим внимание на возраст  и на индивидуальные особенности детей:

Если ребенок может уронить елку, сломать ее и съесть мишуру, то лучше присутствие елки на празднике обозначить символом.

Если ребенок и елка могут «сосуществовать» вместе без вреда для здоровья, то елка в полнее может быть в комнате и создавать «волшебство».

Украшаем комнату.

После того, как наше новогоднее дерево украшено, можно приступить к украшению комнаты, в которой будете встречать праздник, или можно украсить весь дом при желании. Всей семьей можно сделать много красивых снежинок из бумаги и повесить их на потолок, мебель, либо расклеить на окнах. Сам процесс вырезания снежинок принесет радость, как взрослым, так и деткам, ведь ни одна снежинка не будет похожей. Можно сделать различные рисунки и подделки и развесить их, украсить комнату разноцветной мишурой и сувенирчиками наступающего года. Нарисовать на окнах акварельными красками новогодние рисунки. Все это придаст теплую волшебную праздничную атмосферу.

Семейная фотосессия.

Еще одна прекрасная идея для семейного праздника. Если вы решите сделать незабываемые и волшебные фотографии в новогоднюю ночь или перед праздником, то довольными останутся все. При желании в фотосессии можно использовать веселые и красивые новогодние костюмы, аксессуары и т.д. Если фотосессия будет проходить в профессиональной студии или на улице перед праздником, то данные фото можно включить как фон на телевизоре под приятную музыку во время встречи и празднования Нового года. А если вы решили сделать фото сами в новогоднюю ночь, то совсем не обязательно для этого идти к профессионалам, достаточно вашего хорошего настроения и желания и все ваши яркие, живые моменты будут храниться в фотоальбоме и напоминать вам о прекрасно и волшебно проведенном празднике.

Семейная прогулка.Замечательная идея - это прогуляться, развеяться всей семьей перед встречей Нового года.  Это прекрасно поднимает настроение и разыгрывает аппетит перед праздничным столом.

Семейные новогодние конкурсы, игры, развлечения.

Что сделает семейный праздник более веселым и интересным? Конечно же веселые и интересные игры и конкурсы. Лучше всего развлечения готовить заранее, за несколько дней до Нового года, ведь необходимо учесть возраст и количество участников. Например:

• Конкурс «Дыхание»

Разложите на столе снежинки из бумаги. Все участники игры, должны сдуть эти снежинки со стола, чтоб они упали на пол, когда снежинки упадут, то удивите участников конкурса, сказав, что победил тот участник, у которого снежинка упала последней, потому что у него самое «морозное дыхание», он приморозил снежинку к столу.

• Игра «Снежки».

Наделайте много снежков из ваты. Разделите участников на команды и раздайте снежки. По команде ведущего и под музыку участники начинают кидаться друг в друга снежками. Когда ведущий выключит музыку, задание меняется - нужно собрать все снежки, чья команда больше соберет, та и победила.

 

3. Рубрика «Родительский университет» Тема: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность».

К сожалению, еще у многих родителей существует мнение, что для ребенка детство будет счастливым лишь тогда, когда все его желания и прихоти беспрекословно выполняются. Он это любит, он это хочет, он просит это купить, он это не ест. Одержимые в стремлении доставить ребенку радость и удовольствия, подобные родители не заглядывают вперед, не думают о будущем ребенка.

Дисциплину желаний надо воспитывать буквально с пеленок, когда малыш впервые произносит «дай-дай». Многие из молодых родителей, умиленные детским «дай», не способны устоять против неразумных притязаний. Ведь он настолько мал и его желания столь невелики, что их удовлетворить не составляет особого труда.

Растроганные, они суют в детскую ручонку все, к чему тянется малыш. Ребенок познает мир! И если любое его «дай» постоянно подкрепляется родительским «на», у него вырабатывается определенный «рефлекс» удовлетворения.

Трудно такому ребенку жить в коллективе. Он то и дело вступает в конфликты со сверстниками, взрослыми, с окружающей жизнью, которые требуют от него умения поступиться своими желаниями, о ком-то позаботиться.

Человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие - нежелание трудиться, это звенья одной и той же цепи. …

Детская избалованность. Откуда берет она истоки?

«Да разве мы балуем его! Ничего лишнего не покупаем, одеваем и кормим, как в других семьях… Время сейчас другое, когда ребенка можно повкуснее покормить, получше одеть, порадовать красивой игрушкой, интересной книгой…

С этим доводом нельзя не согласиться. Да, время сейчас такое, когда наши запросы легко удовлетворяются. Поэтому нужно уметь регулировать детские удовольствия. Иначе может наступить пресыщение, и тогда уже ребенка ничем не удивишь. То, что он имеет, его уже не устраивает: «У других лучше. Дай еще!». Это одна из причин детской избалованности. Но есть и другие, более серьезные. Это родительское попустительство, выражающееся в отсутствии должной требовательности к выполнению ребенком обязанностей перед близкими, потакании его детским прихотям, неумении отказать и строго спросить.

Безответственность, безнаказанность рождают новые, более изощренные проступки. По мере роста ребенка возрастает и его «изобретательность» в озорстве. Особенно, когда детские «шалости» вызывают у родителей умиление, любование «остроумием» своего чада.
Нормы поведения ребенка закладываются в семье с первых дней его жизни. От родителей зависит, каким оно будет. Все, что мы видим в наших детях - хорошее и плохое, - результат воспитания. Приглядитесь, как ведут себя дети дома, в гостях, на улице, как проявляются в отношениях с посторонними и сверстниками, и вам не трудно будет понять, какие нравственные установки получают они в семье. В детском поведении как в зеркале отражается, разумно ли мы строги и требовательны к ребенку или снисходительны и безмерно «добры», какие прививаем нравственные установки.

Случается, что взрослые вместо того чтобы помочь разобраться ребенку в том, что хорошо, а что плохо, сами возводят плохое в положительное только для того, чтобы оправдать собственные неприглядные поступки. Но не может быть двух моралей в требованиях к себе и к детям. Это не что иное, как попустительство собственным примером, собственным образом жизни, своими взглядами. В таких случаях невозможно быть по-настоящему требовательным к растущему человеку: он не поверит в законность требований, если они противоречат образу вашей жизни.
Нередко наша требовательность бывает двуликой: строго спрашиваем с ребенка, если тот поступил недозволительно по отношению к нам, родителям, но закрываем глаза, если так он поступил по отношению к посторонним; нетерпимы к малейшим нарушениям поведения «чужих» детей, но не замечаем даже серьезных проступков своих.

Недопустимо, когда ребенок растет, чувствуя полную свободу в своих действиях. Еще хуже, когда мы этого не замечаем и потакание детским прихотям прикрываем «объективными причинами»: «потому что мал», «потому что нездоровится», «потому что нервный, впечатлительный» и т. п.- Купи мороженое! Хочу мороженое! - требовательно хнычет малыш. Мать наклоняется к нему, очевидно, пытается уговорить его. Но он топает ногой и, багровея от гнева, вопит еще громче, тянет мать за рукав. Капризные выкрикивания привлекают внимание прохожих. Мать покупает мороженое, лишь бы не видеть осуждающих взглядов.

А сын? Стараясь придать лицу самое невинное выражение, он удовлетворенно шелестит серебряной оберткой… Вот так и случается, что мы уступаем прихоти ребенка только потому, что ложный стыд за его поведение в общественном месте заставляет нас прекратить неприятную сцену.

Мы и не подозреваем, что малыш уже понял: при посторонних его прихоть будет выполнена, и он пользуется своей «властью».

Мы за родительскую требовательность, при которой ограничения ребенка в его желаниях целесообразны, справедливы, обоснованы. Тогда она становится основой детского послушания, дисциплинированности, порядка в доме, правил поведения в общественных местах и наедине с самим собой. Конечно, жизнь диктует не только одни «правила», но и ставит нас перед необходимостью допускать исключения. Но они не таят в себе ничего антипедагогического, если растущий человек с малых лет усвоил, что исключение - это событие «из ряда вон». Но если для ребенка исключения становятся правилом, то не ждите обнадеживающих результатов.

12 августа 2020 в 10:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.