«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».
Консультация №5 Психологическое здоровье ребенка и безопасная игрушка1. Рубрика «Школа здоровья» Тема: «Безопасные игрушки».
Правила выбора детских игрушек Выбирая игрушку, присмотритесь к ней и рассмотрите её, прочитайте всё, что написано на упаковке. Важно обратить внимание на: Материал. Игрушка должна быть изготовлена из безопасных материалов. Не покупайте игрушки, сделанные из натурального меха и древесной коры, кроме того, игрушки из кожи не рекомендованы для детей до 3 лет. Выбирая мягкие игрушки, стоит помнить, что у них должен быть плотный и хорошо прошитый ворс, так как они могут линять. Также в мягких игрушках скапливаются бактерии, и они могут стать источником инфекций, поэтому это не лучший вариант для самых маленьких деток и тех, кто склонен к аллергическим реакциям. Форму. Игрушка должна быть без острых выступающих частей, заусенцев и острых углов, о которые ребёнок может пораниться. Цвет, который должен быть максимально естественным. Во-первых, это не нарушает представления ребёнка о реальном мире, а во-вторых, игрушки «ядовитых цветов» могут пугать детей и содержать «токсичные» красители. Также стоит избегать чёрных и ярко-красных игрушек, они могут быть плохо восприняты ребёнком. При выборе стоит учитывать, что до 4 месяцев дети лучше всего видят жёлтый цвет, потом оранжевый и красный, а к 6 месяцам различают почти все цвета радуги. Запах. Не стесняйтесь прямо в магазине принюхиваться к игрушке. Она не должна иметь стойкого неприятного запаха, а если имеет, значит, она изготовлена из «токсичных» материалов. Предупреждающие надписи. Обратите внимание на правила безопасного использования игрушек. Например: · «Не рекомендовано детям до 3 лет» - на игрушках, представляющих опасность для детей в возрасте до 3 лет; · «Внимание! Пользоваться только под непосредственным наблюдением взрослых» - на игрушках функционального назначения, представляющих опасность для детей; Тематику. Приобретайте такие игрушки, которые не нанесут вред психике ребенка. Психологи не рекомендуют покупать детям разных монстров, мутантов и т. д. Реалистичность. Специалисты Роспотребнадзора рекомендуют выбирать игрушки, которые похожи на реальных зверей или людей, чтобы ребёнок мог проводить аналогию. Звук не должен раздражать слух и пугать ребёнка. Если игрушка с музыкальным сопровождением, перед покупкой прослушайте все мелодии и убедитесь в том, что малыш не испугается. Кроме этого, обратите внимание на громкость звука или возможность его регулировки. Детали. Несъёмные детали игрушек, изготовленные из твёрдых материалов, например металлов, древесины или пластмассы, должны быть установлены так, чтобы ребёнок не мог захватить их зубами. Если же детали отделяются от игрушки, то они не должны иметь острых кромок и концов.
2. Рубрика «Игра - это серьезно» Тема: «Играйте вместе с ребёнком» Многие родители не догадываются о том, что с помощью игры с ребёнком по определённым правилам они могут восстановить не только принимающие любящие отношения, но психическое и физическое состояние ребёнка. Как ваш ребёнок понимает, что вы его любите? Одно из проявлений любви к ребёнку - это когда вы дарите ему своё внимание. Часто родители возражают: «Да я и так целыми днями с ним (ней)!». Стоп. Варианты «мама на кухне готовит обед», «мама делает уборку», «поиграй, пока мама…» - не подходят. В это время вы физически вроде бы с ребёнком, но на самом деле заняты другими делами. Два непременных условия внимания: · Полное внимание, внимание только для ребёнка. В это время вы не отвлекаетесь на посторонние дела, не разговариваете ни с кем другим. · Позитивное внимание: внимание без оценки его поведения, внешности и тому подобное, без осуждения, без критики и сравнения. Если вы позитивное внимание заменяете на негативное («опять ты раскидал игрушки и вещи», «сколько раз тебе говорить!»), ребёнок всё равно будет стремиться получать даже такое внимание Потому что внимание - это одна из важных социальных потребностей человека. Поверьте играть с ребенком это отличный шанс сблизиться с ним и обрести его доверие. Как правильно следовать игре ребёнка1. Вы не прерываете его деятельность, не останавливаете и не предлагаете свои варианты игры, даже если что-то вам совсем не нравится. Вы можете что-то предложить, только если он сам попросит об этом. Но и в этом случае лучше задавать открытые вопросы: «А как ты сам думаешь?», «А что ты предлагаешь?», «А что дальше делать?». Ребёнок становится главным. Он сам управляет событями своей жизни. А вы следуете тому, что он говорит, выполняете его команды. На время вы меняетесь ролями и подчиняетесь: он кричит на вас и пугает - вы преувеличенно боитесь. Он радуется - вы также искренне радуетесь вместе с ним. Ребёнок интуитивно выберет именно ту игру, которая поможет ему разрядить накопившиеся чувства страха, гнева, обиды. Ваша задача - не препятствовать ему в этом, а поддерживать его разрядку. 2. На всем протяжении игры вы щедро даёте позитивную обратную связь ребёнку. Не просто похвалу «молодец», а развёрнутую подробную обратную связь о том, как он здорово все это делает: «Как ты здорово придумал!», «Как это у тебя ловко получается! Я так не умею!», «Замечательная идея!», «Вот это воображение!» и тому подобное. Положительных влияний у такой игры много. Вскоре вы заметитие, что между вами исчезли конфликты или вы их легче разрешаете, стало больше доверия друг к другу, появится больше тепла, близость в отношениях, желание быть вместе. Ребёнок, получив возможность отреагировать свой негативный опыт, - станет более спокойным в обычной жизни, уйдут агрессивность, страхи, обиды. А ещё у ребёнка появится чувство собственного достоинства, самоценность, значимость. И это всё за три часа в неделю игры с ребёнком.
3. Рубрика «Родительский университет» Тема: «По дороге к знаниям - решение педагогических ситуаций» (по дороге в «Сказку» и обратно, прогулка в магазин). Совершая прогулку со своим ребенком или же совместный поход в магазин или же по пути в «Сказку» и т.д. это время можно использовать для развития различных способностей ребенка, например: наблюдательности. Наблюдательность - это способность подмечать характерные существенные, но малозаметные свойства предметов и явлений. Наблюдательность - не врожденное качество, его можно и нужно целенаправленно развивать. В этом ребенку могут помочь взрослые. Их задача - обращать его внимание на существенные признаки, учить отделять главное от второстепенного. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают усвоить их названия, отвечают на многочисленные вопросы «почемучек». Так дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам. Вот несколько простых упражнений на развитие внимательности и наблюдательности. По дороге в детский сад или просто на прогулке считайте заданные предметы (например, только красные машины или только березки). Проявите фантазию: можно и дома листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей (подойдут книги с картинками, на которых много деталей). Еще один вариант такой игры: посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.). Времена года - отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны или просто их искать, замечать, считать. Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года, а потом сделать из снимков слайд-шоу или презентацию – получится фильм! В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами - в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать, что было вчера, а что сегодня. Вглядитесь вместе с ребенком в знакомый пейзаж: попробуйте определить, что изменилось, а что осталось прежним. Хорошее упражнение - пытаться увидеть в обыденных вещах что-то новое или необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что еще вчера ускользало от вашего внимания. Вы едете в автобусе. Попросите ребенка закрыть глаза и спросите, как одет человек, который сидит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребенка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос (или одежды) у тех, с кем он играет. Лица людей - особая тема для развития наблюдательности. Пусть ребенок учится «читать» эмоции людей по лицам (радость, грусть, гнев, восторг и т.п.). Рассуждайте вместе на эту тему. Это хороший навык, не только развивающий наблюдательность, но и тренирующий эмпатию, что очень полезно для развития эмоционального интеллекта. Наблюдайте вместе с детьми! Это позволит развить любознательность, получить разнообразную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка интересным и увлекательным.
12 августа 2020 в 10:46
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.