«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».

Значение сказки в жизни ребенка

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными

- читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее

- читайте им больше сказок»

Альберт Эйнштейн.

 

Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого можно помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.

Цели и задачи сказкотерапии:

- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;

- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;

- стимулирование творческого самовыражения;

- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

В народе говорят: «Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок!» Эта прописная истина каждому человеку с детства. 

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. 

Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку. Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию отношений не только между мамой и ребенком, но и отношений с обществом, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций. 

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.

Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать.

Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок. Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками. 

Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой. Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку. 

Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка. В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.  В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия. 

Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата. А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.

На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).

Сказки закаляют характер. В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость. Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания. 

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.
Джанни Родари.

12 августа 2020 в 11:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.