«Эфендиева Галина Владимировна. Персональный сайт педагога-психолога».

Консультация №6 "Папа в жизни ребенка"

1. Рубрика «Основы  безопасности жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности детей  заключается в охране жизни и здоровья детей. И в первую очередь - обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок - и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, 3. Фрейда, и др. В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Наша задача состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка - дать элементарные знания основ безопасности.

Дети - наиболее незащищённая и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

 

2. Рубрика «Папа в жизни ребенка».

Многие люди современного мира считают, что роль отца заключается в добывании средств на содержание семьи. «Папа устал, он отдыхает», «Папа занят, не тронь его» - приблизительно такие слова слышат дети, когда «пристают» к близкому, родному человеку со своими «проблемами». На самом деле - это не проблемы. Это чувства малыша: его любовь, его нежность. Насколько важно ребенку живое общение с отцом, его присутствие и участие в жизни семьи?

Отец в семье Понятие воспитания очень обширное. Дети воспитываются не только и не столько словами и поучениями, как личным примером, действиями родителей. «Не воспитывай ребенка, он все равно будет похож на тебя. Воспитывай себя» - английская пословица. Для полной гармонии в семье должно быть два родителя. Мама - это нежность, любовь, тепло, забота. Отец - это сила, защита, уверенность, стабильность. Эта модель семьи не просто традиционная или стереотипная. Она правильная!

Обеспечение семьи материально - это лишь самая малая доля того, что влияет на будущее ребенка. Для малыша важное значение имеет присутствие отца в семье, его отношение к жене, детям, жизни в целом. Присутствие не означает, что папа будет много проводить времени дома, в семейном кругу. Достаточно всего пару часов в сутки, чтобы ребенок понял, как относиться к маме, бабушке, чтобы малыш перестал бояться трудностей или смело брался за все новое. Отец, который после работы разговаривает со всеми членами семьи, включая ребенка, интересуется его делами, внушает уверенность, самоуважение каждому члену семьи. В тех же семьях, где отец позволяет себе грубость, крик и силу, у детей воспитываются страх, неуверенность, замкнутость.

Роль отца в воспитании девочки

Отец для девочки - это ее первая любовь. Это ее первый мужчина. Такого же она будет искать и во взрослой жизни. Какого мужа вы хотите своей дочери? Заботливого, доброго, целеустремленного, сильного духом и телом? Папам ради этого нужно стремиться к созданному образу, показывать это в своих действиях не только в отношении дочери, но и жены. А маме необходимо поддерживать этот образ, а зачастую и создавать. Воспитание уважения девочки к отцу поможет ей строить свои отношения с мужчинами в будущем. Что же отец? Для него дочь - это его принцесса. В дуэте папа - дочь должна быть безусловная любовь. Он просто ее любит, без каких-либо условностей. Дети хотят быть похожими на того родителя, которого любят больше. Таким образом, у папы девочка возьмет целеустремленность, уверенность в себе, в жизни. Г

Главой семьи должен быть мужчина! Пусть даже формально, пусть это будет иллюзия. Но это воспитает уважение к мужчинам вообще. Тогда девочке легко будет налаживать адекватные контакты с мужчинами во взрослой жизни, начиная от супруга, заканчивая начальником. В психологической практике известно множество примеров того, как сильная мать сформировала неуважительное отношение к отцу (не прямо, не словами, а косвенно, когда она принимала основные решения в семье), и потом выросшей девочке не удавалось построить свою собственную семью, как та же девочка чувствовала свою неуверенность и несостоятельность.

Такие же наблюдения описывали и отечественные психологи, например, А. И. Захаров в книге «Происхождение детских неврозов и терапия». Но, как указывает этот психотерапевт, более тяжело переносили главенство матери мальчики.

Роль отца в воспитании мальчика.

 Многие мамы говорят, что мальчики лучше слушаются отцов, ведь их они видят реже, ждут больше, и может показаться, что и любят сильнее. Нет, просто любовь разная: у мамы она безусловная (она любит свое чудо-чадо всегда, без особых достижений со стороны ребенка и требований со стороны мамы), а папину любовь нужно заслужить. Вот мальчик и старается, слушается. Отцы более требовательны по отношению к мальчикам, нежели к дочерям. В сыне они видят реализацию своих амбиций, в нем отец хочет воплотить свои несбывшиеся мечты, не сложившиеся в реализации цели. Поэтому сыну покупают большую машинку с пультом управления и требуют играть только по правилам папы. По этой причине мальчика отдают в бассейн, который ему совершенно не хочется посещать. Отцы более строги с сыновьями. Это должна быть здоровая, адекватная требовательность, отношение как к мужчине - на равных, но без перегибов. Мальчики, как и девочки, нуждаются в одобрении, похвале. Пусть они имеют место редко, но все же будут как вознаграждение за старание и успех. Отсутствие любых вознаграждений (а доброе слово отца куда более важно для мальчика, чем материальная вещь) может послужить неуверенности ребенка в себе и своих силах. Когда же отец советуется с сыном, учитывает его мнение, берет его с собой на мужские прогулки (например, рыбалка), учит его, то у мальчика «вырастают крылья» - он готов стараться, он гордится отцом, начинает уважать себя, становится увереннее, становится мужчиной. «Отец должен быть для своих детей другом и наперсником, а не тираном» - В. Джоберти.

 

25 августа 2020 в 16:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.